«Сумасбродство» բառ կա չէ՞:
Եռացող ուղեղի արգասիք է էս վիպակը: Ասես մի մեծ վեհափառ գետ իր համար հանդարտ, հզոր, իմաստուն հոսելիս լինի ու մեկ էլ ժայթքում ա ինչ-որ վտակներով՝ հազարումի ուղղությամբ... Փորձում ես հետևել հոսքին, բայց չես (չեմ:-) վերջերս տոլստոյականությամբ տարված ընկերս հաստատ կասի՝ «Սխալ ես»:-))) հասկանում, թե ինչու են ի հայտ գալիս նման եզրահանգումներ:
Չգիտեմ, չգիտեմ...
Ու հասկանում եմ մի անգամ ևս, որ տրամաբանությունը որքան էլ փառաբանվի որպես ռացիոնալության գայթակղիչ «չաքուչ», միևնույն է, այն նույնքան թերի թակարդ է, որքան զգացմունքայնությունը, որովհետև նույն ուղեղնն է կառավարում տրամաբանության սահմաններն ու ուղղությունները: Օրինակ՝ եթե քեզ համար ստեղծել ես մի աշխարհայացք, օրինակ՝ нравственное учение,
քո տրամաբանությունը երկաթյա է էդ սահմաններում, բայց եթե օրինակ դու էվոլյուցիոնիստ ես, ինչպես հավանական է համարում Պոզդնիշևը, քո բարոյական տեսության երկաթյա տրամաբանությունը դարվինյան սահմաններում ուղղակի զավեշտալի է:
Չգիտեմ, չգիտեմ...
Ինձ համար հետաքրքիր հարցադրումներ կան, օրինակ՝
- А ведь в
этом-то и главная мерзость,- вскрикнул он. - Разврат ведь не в чем-нибудь физическом, ведь никакое безобразие физическое не разврат; а разврат, истинный
разврат именно в
освобождении себя от
нравственных отношений к женщине, с которой входишь в
физическое общение. А
это-то освобождение я и ставил себе
в заслугу. Помню, как я мучался
раз, не успев заплатить женщине, которая,
вероятно полюбив меня,
отдалась мне. Я успокоился
только тогда, когда
послал ей деньги, показав
этим, что я нравственно ничем не
считаю себя связанным с нею.
կամ
Ведь
теперь браки так и
устраиваются, как капканы. Ведь естественно что? Девка созрела, надо ее выдать. Кажется, как просто, когда девка не урод и есть мужчины, желающие жениться. Так и делалось в старину. Вошла
в возраст дева, родители устраивали брак. Так делалось, делается во всем человечестве: у китайцев, индейцев, магометан,
у нас в народе; так делается в роде человеческом по крайней
мере в 0,99 его части. Только в 0,01 или меньше
нас, распутников, нашли, чтоэто нехорошо, и выдумали новое. Да что же новое-то? А новое то, что
девы сидят, а мужчины, как на базар,
ходят и выбирают. А девки ждут и думают, но не смеют сказать: "Батюшка,
меня! нет,меня. Не ее, а меня: у
меня, смотри, какие плечи и
другое". А мы, мужчины,похаживаем,
поглядываем и очень
довольны. "Знаю, мол,
я не попадусь". Похаживают, посматривают,
очень довольны, что
это для лих все устроено. Глядь, не поберегся,- хлоп, тут
и есть!
- Так как же быть?-сказал я.-Что же,
женщине делать предложение?
- Да уж я не знаю как;
только если равенство, так
равенство. Если нашли, что
сватовство унизительно, то уж это в
тысячу раз больше. Там права и шансы
равны, ;i здесь женщина или раба на базаре,
или привада в капкан. Скажите
какой-нибудь матушке или самой девушке
правду, что она только тем и занята, чтобы ловить жениха. Боже, какая
обида! А ведь они все только это и
делают, и больше им делать нечего. И что ведь
ужасно - это видеть занятых этим иногда совершенно
молоденьких бедных невинных девушек.
Բայց հետևողականորեն այս հարցերին պատասխանելու փոխարեն Պոզդնիշևը ուղղակի խանդում է... ու մի տեսակ անբացատրելի: Հարցի կոկորդից բռնած՝ մեկ էլ էն ես տեսնում, որ ուշադրությունը միանգամից շեղվում ա, ո՞ւր... Ինչո՞ւ համար, բա հա՞րցը, բա պատասխա՞նը: Չէ՞ որ համարյա ափումդ էր, բայց մեկ էլ ինչ-որ անկապ խանդ: Ու մարմնի անտեղի, փոքր-ինչ պարզամիտ ստորացում հանուն բարոյականության... Որի սահմանումը շատ հպանցիկ է՝ առանցքային հղում անելով քրիստոնեական պատվիրաններին:
Ես նույնքան խառնիփնթոր եմ, որքան էս սոնատը: Ու հուզում ա, ու խայթում ա...տխրեցնում ա... ու ինչպես երաժշտության մասին ա ասում Պոզդնիշևը՝
И вообще
страшная вещь музыка. Что это такое? Я
не понимаю. Что такое музыка? Что она
делает? И зачем она
делает то, что она делает?
Говорят, музыка действует возвышающим
душу образом,- вздор, неправда! Она действует, страшно действует,я говорю про
себя, но
вовсе не возвышающим душу образом. Она действует ни
возвышающим, ни принижающим душу
образом, а раздражающим душу образом.
Как вам сказать? Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение,
она переноситменя в какое-то другое, не
свое положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я,
собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего
не могу. Я объясняю это тем, что музыка
действует, как зевота, как смех: мне спать не хочется, но я зеваю, глядя на
зевающего, смеяться не о чем, но я смеюсь, слыша смеющегося.
Она,
музыка, сразу, непосредственно переносит
меня в то
душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я
сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из
одного состояния в другое, но зачем я это делаю, я не знаю.
Ведь тот, кто писал хоть бы Крейцерову сонату, - Бетховен, ведь он знал, почему
он находился в таком состоянии,- это
состояние привело его к известным поступкам, и потому для него это состояние имело смысл, для
меня же никакого. И потому музыка только раздражает, не кончает. Ну, марш воинственный сыграют,
солдаты пройдут под марш, и музыка
дошла; сыграли плясовую, я проплясал, музыка дошла; ну, пропели мессу, я причастился, тоже музыка
дошла, а то только раздражение, а
того, что надо делать
в этом раздражении, -
нет. И оттого
музыка такстрашно, так
ужасно иногда действует. В Китае музыка государственное дело. Иэто так и
должно быть. Разве можно
допустить, чтобы всякий, кто
хочет, гипнотизировал бы один другого или многих и потом бы делал с ними что хочет. И главное,
чтобы этим гипнотизером был первый попавшийся безнравственный человек.
А то страшное
средство в руках
кого попало. Например, хоть бы
эту Крейцерову сонату, первое
престо. Разве можно
играть в гостиной среди
декольтированных дам это престо? Сыграть и потом похлопать, а потом
есть мороженое и говорить о последней сплетне. Эти вещи можно играть
только при известных, важных,
значительных
обстоятельствах, и тогда, когда
требуется совершить известные, соответствующие этой музыке важные поступки.
Сыграть и сделать то, на что настроила
эта музыка. А то несоответственное ни месту, ни времени вызывание энергии, чувства, ничем не проявляющегося, не может
не действовать губительно.
ես անմտորեն կարծում եմ, որ կարող եմ փախչել...
No comments:
Post a Comment